Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Проявление агрессии в дошкольном возрасте

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”.Под агрессией следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку или животному,  а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Характерные особенности поведения агрессивного ребенка.

Слишком говорлив, отказывается от коллективной игр, чрезмерно подвижен, не понимает чувств и переживаний других людей, создает конфликтные ситуации, чрезмерно подозрителен, вертится на месте, чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий, сваливает вину на других, часто спорит со взрослыми, кажется отрешенным, безразличным к окружающим, часто теряет контроль над собой, отказывается выполнять просьбы, импульсивен, не может адекватно оценить свое поведение, имеет мускульное напряжение, мало и беспокойно спит, говорит о себе во 2-м и 3-м лице, толкает, ломает, рушит  все кругом, чувствует себя беспомощным.

Проявление агрессии на разных возрастных этапах.

-  Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка; Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

-   Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство;

-   Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя»;

-   Драчливость у мальчиков, плач, визг у девочек дошкольного возраста

   (4-5лет). Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных 

    тенденций, чем девочки, так как девочки боятся их проявления из-за

    страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение

    относится более благосклонно и терпимо;

- В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество;

- У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия   

    (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия

     ( сплетни, критика, угрозы, ругань).

   В норме проявление агрессии не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет).

  Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. Причинами такого поведения могут являться следующие:

«Семейные» причины:
-Неприятие детей родителями;

-Безразличие или враждебность со стороны родителей;
-Разрушение эмоциональных связей в семье (конфликтная, напряженная, нестабильная обстановка в семье);
-Неуважение к личности ребенка (критика, оскорбления, унизительные замечания, высказанные публично);
-Чрезмерный контроль или полное отсутствие его ( подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу);
-Избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
-Запрет на физическую активность (агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии);

-Отказ в праве на личную свободу (многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов).
«Личные» причины:
-Неуверенность в собственной безопасности (родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе);

-Личностные особенности ребенка ( характер и темперамент);
-Эмоциональная нестабильность (до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами);
-Недовольство собой (для ребенка жизненно важно, чтобы его хвалили и любили не за что-то, а просто за сам факт существования -немотивированно).

Ситуативные причины

-Плохое самочувствие, переутомление (ребенок может вести себя агрессивно в те дни, когда он не выспался, плохо себя чувствует или обиделся на что-то или кого-то, а также после нервного или эмоционального переутомления).

    В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста агрессивно настроенных по отношению к взрослым и своим сверстникам. При выяснении причины такого поведения в беседе с родителями, в большинстве случаев, устанавливается взаимосвязь между  стилем семейного воспитания, отношением родителей к ребенку и агрессивным поведением детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где  дистанция   между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Как  правильно вести себя с агрессивным ребенком.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4.Снижение напряжения ситуации (не  повышать голос, не демонстрировать власть, не демонстрировать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, разговор "сквозь зубы", не насмеиваться, не использовать физическую силу;
не сравнивать ребенка с другими детьми).
5. Обсуждение проступка (анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся).

6.Сохранение положительной репутации ребенка перед окружающими.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения (взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей).
   Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Разделы сайта