Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Игры на развитие общения

Игры на снятие агрессии

Игры на преодоление страхов

Игры на снятие эмоционального напряжения 

Методы саморегуляции и снятия

психоэмоционального напряжения у детей

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, зам­кнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то дет­ской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — на­учить его помогать самому себе, то есть познакомить с ме­тодами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или другие взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок многое может сделать сам, родители способны понять и успокоить его.

 

Игры для детей с 4 лет

Заряд бодрости (для детей с 4 лет)

Ребенку говорят: «Сядь свободно. Вытяни впе­ред руки и приготовь два пальчика: большой и указатель­ный. Возьмись ими за самые копчики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: "Уш­ки, ушки слышат все!" 10 раз в одну сторону и 10 — в дру­гую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бро­вей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со сло­вами: "Просыпайся, третий глаз!" Потряси ладошками. Со­бери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: "Я дышу, дышу, дышу!" — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»                      

Предостережение. Взрослый следит за правильностью нахождения жизненно важных точек и за силой нажима на эти точки.

Спаси птенца (для детей с 4 лет)

Ребенку говорят: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согре­вая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыха­ния. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец ра­достно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Солнечный зайчик (для детей с 4 лет)

Ребенку говорят: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, неж­но погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щеч­ках, па подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спуг­нуть; затем погладь голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Торт (для детей с 4 лет)

Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверст­ники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — «мука», другой — «сахар», третий — «молоко», четвертый — «масло» и т. д. Взрос­лый — повар, сейчас он приготовит великолепное блю­до. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко — «молоко» «разли­вается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар -он «посыпает» тело, и немного соли — чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и ды­шит, все составляющие его: и мука, и соль и др. — тоже ды­шат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все учас­тники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описы­вая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если са­мому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется ро­дителям и друзьям.

Замечание

1. Следите за выражением лица «торта», оно долж­но быть довольным, смех только поможет упражне­нию.

2. Вместо торта можно готовить все, что угодно ре­бенку, — курицу, блины, компот и т. д.

Игры для детей с 5 лет 

Возьмите себя в руки (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как только ты почувству­ешь, что забеспокоился, хочется кого-то ударить, что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями лок­ти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержан­ного человека». 

Врасти в землю (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». 

Ты - лев! (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

Просыпайся, третий глаз! (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут про­снуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» ( 6—10 раз).

Сбрось усталость » (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Дыши и думай красиво (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: "Я — лев" — выдохни, вдохни; скажи: "Я — птица" — выдохни, вдохни; скажи: "Я — камень" — выдохни, вдохни; скажи: "Я — цветок" — выдохни, вдохни; скажи: "Я спокоен" — выдохни. Ты действительно успокоишься».

Стойкий солдатик (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань па од­ну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

Сломанная кукла (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Иногда игрушки ломаются, но можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся "разболталась", с ней не хотят играть, потряси всеми разло­манными частями одновременно. А сейчас собирай, укреп­ляй веревочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все — куклу починил ты сам, теперь она сно­ва красивая, с ней все хотят играть!»

Гора с плеч (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Когда ты очень устал, тебе тя­жело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось "гору с плеч". Встань, широко расставь ноги, подними плечи, от­веди их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче». 

Портрет (для детей с 5 лет)

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — художник. Все остальные — краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисо­вать?» — спрашивает он у ребенка, — такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки — большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.

Замечание. Упорное нежелание ребенка «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.

Театр прикосновений (для детей с 6 лет)

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем, лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Замечание

1. Взрослый следит за силой прикосновений.

2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.

3. Поглаживаний должно быть мало.

 

Релаксационные упражнения 

Путешествие на Голубую звезду

Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы...

Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой звезде.

Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями па педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох — выдох (3 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох (2 раза).

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель — Голубая звезда...

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох — и выдох (2 раза) так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть паши соседи, жители Голубой звезды, Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

Полет птицы

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте поды­шим, как птицы. Вдох — выдох. После вдоха говорите про себя: «Я — лебедь», — потом выдохните. Вдох: «Я — лебедь» — выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о чудо! Мы взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Вдох — выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело как пушинка легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох — выдох... (3 раза).

Под нами как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая гордая птица!..

Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам правится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

Очищение от тревог

Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) — выдох (подождать 3 секунды) — повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. (Пауза.) Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй — правда ведь, он стал легче?.. Ты идешь по полю среди цветов, стре­кочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие языч­ки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не менее 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться — ты дома, и мы все тебя очень любим...

 

Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»

Сейчас мы займемся гимнастикой.

Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто произносите звук «т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите: вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох (музыка 1 минута). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.

А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко

Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх — выдох. Опустите руки на пол — вдох. Правую ножку назад — выдох, левую ножку назад—вдох. Прогнули спинку — вдох— выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали — вдох, левую ногу поджали — выдох. Прогнули спинку — вдох — выдох.

Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!»

А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох — выдох, вдох — выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 секунд). Повернулись на бок, поджали ножки к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке... Дышим ровно, спокойно...

А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи па красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок...

Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко — вдох — выдох, вдох — выдох. Хорошо! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно нога и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!

Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо — встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы!

Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабимся. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко... — выдохнем глубоко (повторить вдох — выдох 3 раза).

Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.

Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклоняемся вперед — вдох, руки вниз — выдох, вверх — вдох, вниз — выдох... вдох — выдох... Спасибо, Солнце!

Все вместе: «Спасибо, Солнце!»

Игры и упражнения на снятие страхов

и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, це­пенеют при виде паучка. Кто-то боится злой Бабы-яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и дру­гие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излиш­него риска, уводит от опасностей, регулирует и строит по­ведение. Детский страх — это обычное явление для психи­ческого развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Тепличные же, гиперопекаемые дети, выхо­дя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не увере­ны в жизни. Наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.

Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Одна­ко они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители «завязывают» своему чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг-что-то увидишь и испугаешься. И ушки завяжем, чтобы ты ие смог услышать грубости, несправедливости окру­жающего. А ротик завяжем — не дай бог что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем — мы за тебя все сде­лаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведем, куда надо. А самое главное — это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девоч­ки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце.

Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться пре­одолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребен­ку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что роди­тели не собираются перекладывать па его плечи заботу о безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защи­щать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача — не подшучи­вать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в уголки детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ре­бенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные в этой гла­ве игры, лучше, если помогать вам при этом будут его свер­стники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

А главное, поймите, что ваши личные страхи и опа­сения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!

Игры для детей 3 – 4 лет

Качели (для детей с 4 лет)

В упражнении могут участвовать ребенок и ро­дитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: под­нимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражне­ние 2—3 минуты.

Затем участники меняются местами. Предупреждение. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

Художники-натуралисты (для детей с 4 лет)

Для выполнения этого задания родители тоже дол­жны поработать над своими страхами и предубеждениями. Возьмите большой лист белой бумаги либо кусок ста­рых обоев и положите на клеенку или газеты. Перед играю­щими поставьте блюдца с жидкими красками. Разреши­те себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, ку­лачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком.

Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Раз­ноцветная мозаика» и т. д.

Замечание. После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали. Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и всем вместе отмывать друг друга.

Дизайнеры (для детей с 4 лет)

Для игры необходимо накопить несколько не понравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем вы­ражении и красоте лица игроков.

Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.

Совет. После игры хорошенько отмойтесь.

Жмурки (для детей с 4 лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водяще­му завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только потом снимает повязку.

Предостережение. Следите, чтобы ребенок долго не «жму­рился» в поисках игроков, как только по­чувствуете, что они затянулись, поддай­тесь с радостью.

Медвежонок (для детей с 4 лет)

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежо­нок» сидит В1гутри с закрытыми глазами. Все хором гово­рят (лучше петь) стихотворение и медленно двигаются к цен­тру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожи­данно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

Игры для детей 5 – 6 лет

Пастушок (для детей с 6 лет)

Игра проводится на улице или в просторном помещении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкаль­ный инструмент (дудочку, барабан, бубен), он — «пастух», все остальные участники — «овечки». Им завязываются гла­за. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по ком­нате и ждет, когда все его «овечки» соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» соберется, выбирается новый «пастух». 

Мышь и мышеловка (для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих — 5—6 че­ловек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мы­шеловка (или сеть). «Мышонок» — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыс­кать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся си­туации.

Предупреждение

1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышелов­ки» не «пинались», не делали больно мышонку.

2. Если взрослый замечает, что мышонок за­грустил и не может выбраться, он регулиру­ет ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его». 

Кораблик (для детей с 5 лет)

Необходимо небольшое одеяло. Количество игра­ющих — минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 - 6 детей. Одеяло — это корабль, красивый парусник. Дети — матро­сы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу — быть в центре корабля, в мо­мент сильной качки он должен громким голосом дать матро­сам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

Неваляшка (для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников — 3 чело­века, желательно родители и ребенок либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки вы­ставлены вперед. Между ними стоит третий участник с за­крытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставлен­ные руки подхватывают падающего и направляют падение: вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2—3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение. Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открыты­ми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Соломинка на ветру (для детей с 6 лет)

Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6—7 человек. Все встают в круг, вытяги­вают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глаза­ми. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и па­дай назад!», — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, переда­ют ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение. Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли Участие в игре взрослых обязательно.

Гармоничный танец (для детей с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прика­саются легко ладонями. Звучит медленная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следо­вать за руками ведущего и повторять его движения, не поте­ряться.

Предупреждение. Не допускайте смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребен­ком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку пред­лагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребен­ку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусоч­ки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, по­дойдите к мусорному ведру и киньте бумажный ком туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание. Повторите упражнение через 1—2 недели. По­смотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх». 

Маски (для детей с 6 лет)

Минимальное количество участников — 2 чело­века, чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необ­ходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе лю­бую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «ди­кие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем про­исходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет. Чтобы закрепить маски па лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

Расскажи свой страх (для детей с 5 лет)

Минимальное количество участников — 2 чело­века; чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном до­верительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, с кем про­исходило что-то похожее.

Предостережение. Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.

Необычное сражение (для детей с 5 лет)

Количество участников — не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защи­щаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание. Объясните, что попадание мячом или шишкой — это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

Рыбаки и рыбка (для детей с 6 лет)

Чем больше участников (не менее 6), тем игра интереснее и полезнее.

Два участника — рыбки. Остальные встают парами ли­цом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки — это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усер­дно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щеко­чут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс сме­ны ролей повторяется 2—3 раза.

Предупреждение. Движения сети должны быть в меру агрес­сивными.

Чехарда (для детей с 6 лет)

Играют 3—5 участников. Один стоит на четве­реньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыг­нуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следую­щий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника.

Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.

Игры и упражнения на снижение агрессии

и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию дет­ского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо: его никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Дет­ская агрессивность — признак внутреннего эмоционально­го неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы тол­кать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто но­сит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. На­пример, такой ребенок будет сознательно одеваться медлен­нее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности. В пашей жизни, к сожалению, происходит много собы­тий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, дове­сти до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроение окружающих. Поэтому роди­телям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприят­ностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступ­ки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подоб­ные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребенка. Взрослые не дол­жны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоян­ного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребенок наэлект­ризован злостью, обзывается, дерется, обижает, жестоко от­носится к животным, то первое, что вы должны сделать, — задать себе вопросы:

— Когда это началось?

— Что явилось причиной агрессивности?

— Как это выглядело в первый раз?

— Что изменилось в поведении ребенка с того времени?

— Чего на самом деле хочет ребенок?

— Чем вы реально можете ему помочь?

— А не стоит ли обратиться к психологу?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница меж­ду желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Так не обижайте!

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного по­ведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художественного твор­чества, танцевальной и двигательной терапии.

Игры для детей 3 – 4 лет

Детский футбол (для детей с 4 лет)

Вместо мяча — подушка. Играющие разбивают­ся на 2 команды. Взрослый — судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Глав­ная цель — забить в ворота гол.

Замечание. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штраф­ники удаляются с поля.

Уходи, злость, уходи! (для детей с 4 лет)

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким кри­ком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку, еще 3 минуты.

Предостережение. Следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам со­седа. Отдельные попадания полезны.

Выбиваем пыль (для детей с 4 лет)

Каждому участнику достается «пыльная» подуш­ка. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько ее «почистить».

 

Игры для детей 5 – 6 лет

Подушечные бои (для детей с 5 лет)

Для игры необходимы маленькие подушки. Иг­рающие кидают друг в друга подушки, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по раз­личным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сраже­ние двух племен» или «Вот тебе за...»

Замечание. Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию. 

Падающая башня (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — взять ее штурмом, запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа: «А-а-а!», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает па башню, не разрушив ее стены.

Замечание

1. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, спосо­бен покорить.

2. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Моло­дец!», «Здорово!», «Победа!» и т. д.

По кочкам (для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоя­нии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым уси­лием. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запры­гивают па подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинь­ся!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Замечание. Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфлик­та, он подскакивает и помогает найти выход.

Брыкание (для детей с 6 лет)

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде, стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежа­щего. Лежащий, сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!» Упражнение длится 2—3 минуты, затем пары меняются ролями. Предостережение

1. «Нападающий» давит только руками, а не телом.

2. Защищающийся брыкается только нога­ми, без помощи рук.

Два барана (для детей с 5 лет)

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются па пары. Широко расставив ноги, скло­нив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки «бе-е-е».

Замечание. Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Курицы и петух (для детей с 6 лет)

На скамейке-«насесте» тесно сидят «курицы», крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спи­ну, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насес­те», не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине «кури­цы» упали, становится «петухом».

Штурм крепости (для детей с 5 лет)

Из попавшихся под руку небьющихся предме­тов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, кни­ги, одеяла и т. д. — все собирается в одну большую кучу).

У играющих есть мяч — «пушечное ядро». По очереди каж­дый со всей силой кидает мяч во «вражескую крепость». Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие из­дают громкие победные кличи.

Тигр на охоте (для детей с 5 лет)

Взрослый — тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать дви­жениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу,

потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадет­ся к добыче. Сделав 5—6 таких скачков, он группирует­ся, поджимает к груди лапы, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая гром­кий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновре­менно.

Жужа (для детей с 6 лет)

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дот­рагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их поло­тенцем по спинам.

Замечание. Взрослый следит за формой выражения «дразни­лок». Они не должны быть обидными и болезнен­ными.

Переезд (для детей с 5 лет)

Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А те­перь представьте, что здесь можно изменить. Передвиньте стулья, столы — все, что под силу, поменяйте местами кни­ги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сде­лайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмот­рите, как вам больше нравится. Если было лучше, потруди­тесь и верните все на свои места.

Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребе­нок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ре­бенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать ма­мины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.

Замечание. Часы можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычны­ми в семье. 

Ругаемся овощами (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т. д.

Замечание. Прежде чем поругать и назвать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Нет! Да! (для детей с 5 лет)

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат: «Нет!», «Нет!» Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет!», «Нет!»

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да!», «Да!», заглядывая друг другу в глаза.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дети дошкольного возраста и младшие школьники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Но как больно бывает родителям видеть, наблюдая за играми детей, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Насторожить могут и частые жалобы па то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. При этом, конечно, не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача родителей — ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказок, историй. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей — это здорово!

В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь.

 

Игры для детей 3 – 4 лет

Клубочек (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате, можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении.

Утка, утка... гусь (для детей с 4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий—внут­ри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговари­вает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убе­гая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся долж­ны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый ве­чер!», а затем снова броситься к свободному месту.

Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Слова приветствия произ­носятся громко и отчетливо, а движения реверанса должны выполняться «не на бегу».

Поварята (для детей с 4 лет)

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас бу­дем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый при­думывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, ка­пуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получа­ется вкусное красивое блюдо — просто объедение.

Доброе животное (для детей с 3 лет)

Участники встают в круг и берутся за руки. Ве­дущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доб­рое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все при­слушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А те­перь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит жи­вотное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сер­дце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»

Комплименты (для детей с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спа­сибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент сво­ему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение:

1. Некоторые дети не могут сказать компли­мент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать компли­мент, не ждите, когда загрустит его сосед, ска­жите комплимент сами.

Ворона (для детей с 4 лет)

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

Ворона сидит на крыше. Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!

Затем очень быстро и неожиданно: А кто раньше сядет? Затем: А кто раньше встанет? Кто опоздал выполнить команду — выбывает из игры.

Гнездышко (для детей с 4 лет)

Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще од­на птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий команду­ет: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел - ведущий.

Передай мячик (для детей с 4 лет)

Сидя или стоя, играющие, стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернув­шись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.

Замечание. Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

Песенка по кругу (для детей с 4 лет)

Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строч­ку. Последний куплет поют все хором.

Подарки (для детей с 4 лет)

Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со сло­вами «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к си­дящему рядом и описывает то, что он придумал преподне­сти в подарок (настроение, прикосновение, цветок, стихо­творение, песенку и т. д.). Чем необычнее будет придуманное, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что-то свое следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы ни­кто не остался без подарка.

«Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят сосе­ду в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую доб­рую, какая только может быть, улыбку.

 

Игры для детей 5 – 6 лет 

Ветер дует на... (для детей с 5 лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру.Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность по­спрашивать участников каждому.

Найди друга (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и пред­лагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. За­тем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Секрет (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участни­ки ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, на­ходят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет. Замечание. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каж­дым участником

Рукавички (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рука­вички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помо­щью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково ру­кавички.

Замечание. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом до­говариваются. Победителей поздравляют.

Сочиним историю (для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Ко­гда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сю­жет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Дракон (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за пле­чи. Первый участник - «голова», последний — «хвост» дра­кона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продол­жается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли. 

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", пусть разда­ется самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изоб­ражая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на пле­чи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраи­вается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на стан­циях меняется. В конце игры может произойти «крушение» и все валятся на пол.

Дотронься до... (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий вы­крикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновен­но сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периоди­чески меняются, кто не успел — ведущий.

Замечание. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каж­дого участника.

На что похоже настроение? (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняш­нее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокой­ном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кру­гу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интер­претируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельству ют об эмоциональном неблагополучии.

Строим цифры (для детей с 6 лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», — дети выполняют задание.

Замечание. Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Строим ответ (для детей с 7лет)

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сло­жение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 - 3, вы построите цифру 5».

Есть или нет? (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!». Если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

Тень (для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, на­гибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом рас­стоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повто­рять его движения. Затем ведущий меняется.

Живая скульптура (для детей с 6 лет)

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скуль­птуры первый и смотрит на общую композицию, а четвер­тый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий. Замечание

1. Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

2. Следит, чтобы участники не застаивались в об­щей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она по­хожа.

Психологическая лепка (авторская, для детей 5 лет)

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: морскую звезду (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. /Ракушку, кота, птицу, цветок, машину т.д./ Дети, не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

Гуляем по парку (для детей с 6 лет)

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульп­тор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульп­торы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульпту­ры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Замечание

1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют раз­говаривать.

2. Взрослый — главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их очень нахваливает.

Запрещенное движение

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Замечание. Запрещенных движений может быть около 7.

Прогулка по ручью (авторская, для детей с 5 лет)

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выст­раиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвига­ются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

Зеркало (для детей с 5 лет)

Детям предлагается представить, что они вощли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, дру­гая — разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожи­цы—зеркала должны точно отражать движения и выраже­ние лиц зверушек.

Сиамские близнецы (для детей с 6 лет)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к пле­чу, обнимают друг" друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы. 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д.

Совет. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой.

«Поводыри» (для детей с 6 лет)

Играющие разбиваются на пары. Один с закры­тыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытя­нутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начи­нает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движе­ния увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, за­тем пары меняются ролями.