Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Развиваем познавательную сферу ребенка дома

 

1. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

Здесь необходимо ориентироваться в 7 цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Знание основных геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Умение подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы.

Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания; назвать основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота).

 

2. Игры, направленные на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности (без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).

Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо. Дошкольник может заниматься одним и тем же 1-1,5 часа.

Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами. Дошкольник в состоянии распределить внимание между 6-7 предметами.

Внимание бывает непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

3. Игры, направленные на развитие памяти, которая, так же как и внимание, постепенно становится произвольной.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления:

наглядно-действенным;

наглядно-образным;

логическим.

Наглядно-действенное мышление - мышление в действии. Оно развивается в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Основная форма мышления - наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Что катится?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и кубик. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.

Почтовый ящик

Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2-3 фигуры каждого вида.

Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату - кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Оденем кукол

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Дайте ему две куклы (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие туфельки - большой кукле, маленькие – маленькой». Чтобы усложнить задание, достаточно сделать три куклы.

Сверни ленту

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

Построим башню

Понятие «устойчивый-неустойчивый».

Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги - шариками. Объясните ребенку, что шарики надо "привязать" к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сравни предметы

Игра на развитие внимания.

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем - чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка - большой, а зайчик - маленький, мишка - коричневый, а зайчик - белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

Найди такой же

Игра на развитие внимания.

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и конечно же делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибки

Игра на развитие внимания.

Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой допущено 5-6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Зеркало

Игра на развитие внимания.

Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку - ребенок тоже; вы топаете двумя ногами - ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя - ребенок тоже.

Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

Магазин

Игра на развитие памяти.

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в "магазин". Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и т.д.

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование (чей шарик точнее докатится до черты).

Сделай, как я

Обучающие игры для самых маленьких

Малыш с интересом берет коробку цветных карандашей, рисует пару закорючек и бросает это занятие, потом берется за ручку, внимательно ее изучает и снова ищет новый объект для игр.

Что же нужно сделать папам и мамам, чтобы кроха научился концентрировать внимание на чем-то одном?

Однажды один гордый отец семейства, ставший таковым совсем недавно, решился воплотить в жизнь очень забавную теорию. Исходя из этой теории, единственный способ развлечь годовалого ребенка - это каждые пять минут привлекать его внимание новой игрой или игрушкой.

«Предложите малышу поиграть и дайте пластмассовые кубики. Пусть кроха их возьмет, повертит, попробует на зуб. А через несколько минут предложите ему что-нибудь новенькое: построить из них башню, положить в коробку или запустить в ведро с водой. И так постоянно, - объяснял он с энтузиазмом. - Работает на все сто».

Возможно, если воплотить подобную теорию в жизнь, она окажется очень эффективной, но только изматывающей родителей.

Хозяин - барин

Дети должны сами решать, когда им бросить одну игру и приниматься за другую. Ежедневно мозг малыша получает много информации. Когда мозг перегружен или крохе больше неинтересно то, чем он занимается, малыш отказывается от этого занятия. Но почему же вещи и игры так ненадолго приковывают к себе внимание ребенка? Почему он не может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом? Ведь дети обладают огромными способностями к концентрации внимания (хотя и ненадолго!). Дело в том, что малышам просто не хватает необходимой информации: они не знают, как устроены вещи, зачем они нужны и как их использовать или как в них играть. Поэтому малыши пытаются в них разобраться. Однако, повертев и попробовав новую штучку на зуб, кроха ищет новое развлечение, так как ему так и не удается установить, зачем нужна эта штучка.

Нечто подобное происходит и со взрослыми. Например, вам в руки попала книга по квантовой физике. Возможно, она привлечет ваше внимание и вы заглянете в оглавление и посмотрите на картинки. Но, начав читать, вы вряд ли осилите более трех страниц (если только вы не физик по образованию), потому что для понимания такой книги нужны специальные знания.

Игры по возрасту

Именно поэтому соответствующие возрасту малыша игры и игрушки способны достаточно надолго привлекать его внимание, так как именно они дают крохе возможность изучить что-то новое. Например, с погремушкой годовалый ребенок будет играть дольше, чем с машинкой или шариковой ручкой, потому что погремушку можно потрогать, пососать, полюбоваться ею (обычно погремушки бывают ярких цветов), потрясти и послушать, какой звук она издает. Играя, малыш изучает форму и цвет погремушки, слушает, как она звучит. Впечатления несут информацию, которую кроха запоминает и которая позволяет ему впоследствии узнать этот предмет. Но, получив всю необходимую информацию, ребенок может охладеть к этой игрушке.

Однако, если вы дадите ему другую погремушку, которую он никогда не видел, карапуз опять начнет ее изучать и напряженно разбираться, какова же она, чем похожа на прежнюю и чем от нее отличается.

Внимание! Игра!

Для развития концентрации внимания у детей до двух лет подходят следующие игры и игрушки:

любой предмет, который можно внимательно изучать: потрогать, повертеть в руках, пососать, осмотреть со всех сторон, понюхать и послушать. Это могут быть погремушки, цветные колечки и даже собственные ручки и ножки малыша.

Маленькие предметы, которые трудно взять в руки (это и заставляет ребенка концентрировать на них свое внимание) и которые ребенок без риска для здоровья может взять в рот, ведь дети в этом возрасте пытаются попробовать все на зуб. Для таких упражнений подойдут небольшие кусочки хлеба или катушки для ниток.

Разноцветные пластмассовые кубики разной формы: кубы, пирамиды, цилиндры, из которых можно строить башенки и домики.

Игрушки, в которых маленькие детали нужно вставлять в большие, как в матрешках.

Самые простенькие мозаики и конструкторы.

Пирамиды, которые нужно составлять из многих разноцветных колечек, треугольников или квадратиков.

Ботинки или одежда с застежками-липучками или шнурочками, которые можно легко застегивать (завязывать) и расстегивать (развязывать). Чтобы выполнить такое задание, малышу придется сконцентрировать на нем все свое внимание.

Есть и другие игры, которые развивают внимание малыша, однако в отличие от игр на концентрацию внимания они не требуют напряженной работы мысли. Речь идет об играх, которые держат ребенка «в напряжении», в ожидании известной ему развязки, например:

игры и песенки с хорошо известной концовкой. Например, вы произносите: «Стенка, стенка, потолок, два окошка... и звонок» - и дотрагиваетесь до носика сына или дочки.

Игры, помогающие крохе развивать внимательность и некоторые рефлексы. Ребенок водит пальчиком по вашей ладошке. Ваша задача - поймать ваше чадо за пальчик, а его - убрать пальчик до того, как вы закроете ладошку.

Игры, заканчивающиеся щекоткой. Вы берете ручку ребенка и медленно «идете» по ней пальцами снизу вверх, сопровождая свои действия словами: «Вот идет человечек, вот дошел до локтя, идет, идет, вот дошел до самого верха...» - и щекочете малыша.

Игры, развивающие выдержку и умение ждать. Прежде чем приступить к какому-либо делу, ребенок должен приготовиться, занять определенную позицию (как в беге). Вы говорите: «На старт... внимание... марш!» И только тогда кроха приступает к своему делу. И никаких «фальшь-стартов!»

Помимо того что эти игры развивают внимание, они позволяют ребенку предвидеть, что должно произойти в будущем. Поиграв в них пару раз, кроха уже будет знать, как себя вести под конец игры.

В процессе игры ребенку нужна ваша помощь.

Предлагая вашему ребенку новую игру или игрушку, не забудьте объяснить ему, как в них играть. Например, если вы дали крохе кубики, покажите ему, как строить башенки, домики и т.п., поиграйте вместе, а потом оставьте ваше чадо возводить замки самостоятельно.

Показывая, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем. Так ребенок будет наблюдать за игрой с большим вниманием и проявит к ней больше интереса. Не забудьте выразить свое одобрение, если у него все хорошо получается. Если же освоение новой игры идет не слишком успешно, ни в коем случае не ругайте кроху, а просто еще раз покажите, что и как делать.

И помните, что игра должна соответствовать возрасту ребенка, иначе она будет бесполезна.

Одна игрушка лучше, чем три.

Для того чтобы маленький ребенок сумел сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, его не должны отвлекать другие предметы и игры. Поэтому лучше предложить ему одну, а не три игрушки.

Однако, как правило, комнаты детей до потолка забиты различными игрушками, которые стоят на самом виду и отвлекают внимание ребенка. Проблема в том, что дети не в состоянии отличить одну от другой и ему тяжело сконцентрироваться на чем-то одном.

Развивающие игры, в которые вы можете играть с ребенком дома

Многие дети путают названия цветов. Красный цвет называют синим и наоборот. Порой родители приходят в отчаяние: «Быть может, малыш плохо видит?», «А не дальтоник ли он?».

Но не стоит думать, что ребенок отстает в развитии или у него слабое здоровье, представьте на минуту, что названия цветов произносят на иностранном языке. Быстро ли мы, взрослые, сможем выучить их? Вот так и детям тяжело запомнить эти абстрактные слова.

А что, если запастись терпением и начать заниматься с ребенком развивающими играми, позволяющими не просто выучить названия цветов, но и развить память, мышление, воображение?

Ковер-самолет из цветной бумаги ( если ребенку 3 года)

Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: «Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие». Теперь вашему ребенку предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.

Забавная геометрия (если ребенку от 2 до 4 лет)

Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите ребенка посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

Большой красный круг (если ребенку от 3 до 4 лет)

Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: «Покажи круг» (если круг один) - говорим только о форме, «Покажи красный круг» - говорим о форме и о цвете, «Покажи большой красный круг» - говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями - то он показывает фигуру, то вы. Дайте ребенку возможность научиться формулировать характеристики фигур.

Убираем игрушки (если ребенку 5 лет)

Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш ребенок с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.

Что за птичка-невеличка? (если ребенку 3 года)

Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов.

А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.

Волшебник – карандаш (если ребенку от 3 до 5 лет)

Ваш ребенок любит рисовать? Да. Тогда эта игра для вас. У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями.

Прямые линии не интересны вашему ребенку? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов.

По совету Марии Монтессори (если ребенку от 3 до 5 лет)

Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.

Игрушка – путешественник (если ребенку от 3 до 5 лет)

Ваш ребенок любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов.

А теперь попросите «игрушку» пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед.

Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как «право», «лево», «вперед», «назад».

Справа, слева, вверх и вниз (если ребенку 5 лет)

Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур).

Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную.

Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия «справа от...», «слева от...». Если ребенок легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры.

Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), ребенок не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.

Чудесный квадрат (если ребенку 5 лет)

Положите перед ребенком расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные).

А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание - возможны два варианта (квадраты выше - ниже, справа - слева).

Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся:

под прямоугольником;

выше квадрата;

одновременно между двумя кругами и двумя квадратами.

Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет.

Можно изменить характер вопросов: «Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)».

Попробуйте сами придумать возможные вопросы, которые вы предложите ребенку.

Желаем успехов в ваших начинаниях! Педагог-психолог Лебедева Н.Г.