Советы педагога-психолога
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот— третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека— это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них— мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь— но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок— это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым— неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним— радуйся, потому что ребенок— это праздник, который пока с тобой.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.
Как общаться с ребенком?
Опирайтесь на сильные стороны ребенка, сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки.
- Избегайте подчеркивания его промахов.
- Показывайте, что вы удовлетворены ребенком.
- Умейте демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Помогайте ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он сможет справиться.
- Проводите больше времени с ребенком.
- Внесите юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Проявляйте веру в ребенка - этим вы поможете ему поверить в себя и свои способности.
- Демонстрируйте оптимизм.
- Поддерживайте ребенка при неудачах.
- Научитесь принимать себя, достигните самоуважения и уверенности - только тогда вы сможете поддержать ребенка.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»,«продолжай». Спасибо»);
- высказываний («Я горжусь тобой». «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», Все идет прекрасно». «Ты делаешь это очень хорошо». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо». «Я рад твоей помощи». «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал»);
- прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу: обнять его);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.
- Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, с которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
- Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
- Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
- Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка. Признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
- Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки, как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
- Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.
КАК РАСПОЗНАТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС?
Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?
На наличие эмоционального. Психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:
- Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.
- Вегетативная неустойчивость– легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
- Нарушение сна, трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
- Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
- Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
- Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи «энурез», недержание кала «энкопрез», нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц- звуки типа «КХ», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.
- Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
- Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.
В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания ребенка.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.
КАК НАДО готовить ребенка к поступлению в детский сад:
¯ Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
¯Проконсультироваться с участковым врачом по поводу адаптации ребенка к детскому учреждению.
¯Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
¯Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.
¯Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
¯Повысить роль закаливающих мероприятий.
¯Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
¯Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
¯Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
¯Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
¯Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
¯Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
¯Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
¯Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
¯Планировать свой отпуск так, чтобы первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не целый день.
¯Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
¯Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
¯Не оставлять его в первое время в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
¯Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
¯Щадить его ослабленную нервную систему.
¯Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
¯На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
¯Как можно раньше сообщить воспитателю о личностных особенностях малыша.
¯Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
¯Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
¯Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
¯При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, обратиться к врачу и выполнять все предписания врача.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
¯В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
¯«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
¯Мешать его контактам с детьми в группе.
¯Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
¯Все время кутать, одевать не по сезону.
¯Конфликтовать с ним дома.
¯Наказывать за капризы.
¯В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
¯Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
¯Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.
ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД
Вот и подрос ваш малыш. Он многое умеет делать сам, а что-то делает с вашей помощью. И в какой-то момент мама решает, что пора идти в детский сад. Это очень важное решение. И здесь родители всегда задают себе вопрос: дорос ли мой ребенок до детского сада? Маму одолевают сомнения, особенно если малышу нет еще трех лет. В этот период полезно помнить следующее – наши сомнения относительно успешности ребенка в детском саду порождают сомнения в душе самого ребенка. Поэтому сказав себе: «Мой малыш готов, он справится!», больше к принципиальному «отдавать – не отдавать», не возвращаться.
Таким образом, важное решение принято и вы начинаете готовить вашего малыша к этому поворотному моменту в его жизни. Родители должны понимать, что дошкольное учреждение – это первая ступенька социализации малыша (то есть вписания личности ребенка в структуру общества). Потом будет школа, потом институт и т.д.
Что же должны сделать родители, чтобы привыкание к детскому саду прошло быстро и безболезненно?
1. Пробудить интерес у ребенка. Говорить о детском садике всегда только эмоционально приятные слова. «О! Вы там будете вместе играть! О! Там столько игрушек! Там так весело и интересно! Когда я был маленьким и ходил в детский садик … (далее следует интересная веселая история про ваше садовское детство).
2. Научить малыша самостоятельно одеваться, мыть руки, кушать, пользоваться носовым платком. Чем шире будет диапазон самостоятельных возможностей вашего ребенка, тем лучше.
3. Подобрать детский сад с распорядком дня удобным для всех взрослых и малыша.
Параллельно с организационными вопросами, а желательно еще в период «принятия окончательного решения» необходимо задуматься о оздоровительных процедурах в отношении ребенка.
Они включают в себя следующие компоненты:
Витаминотерапия.
Это просто. Обычно малышей отдают в детский садик в теплое время года, стараясь минимизировать риск простудных заболеваний. И, соответственно, как раз в теплое время у нас много фруктов и полезных свежих овощей. Кроме того, существуют и искусственные заменители витаминов. Они тоже хороши! Попробуйте несколько разных марок витаминов, и вы найдете те, которые подойдут оптимально именно вашему малышу.
Закаливание.
Холодовое воздействие с целью выработки устойчивого иммунитета включает в себя разные приемы и применение их во многом зависит от смелости родителей. Здесь мы приводим те из них, которые подойдут всем.
Обливание стоп.
Начинать нужно с обтирания стоп мокрым полотенцем, а потом (примерно через неделю) перейти непосредственно к обливанию. При этом стопы лодыжек погружают в таз с водой комнатной температуры на 1 минуту, а затем растирают до ощущения теплоты махровым полотенцем. Продолжительность процедуры увеличивают ежедневно на 1 минуту, доводя до 10 минут. Температуру воды снижают на 1 градус каждые 3 дня. Во время ножных ванн ребенок должен непрерывно переступать с ножки на ножку.
Запомните! Если во время этого процесса ваш ребенок вдруг заболел, то процедуры надо прервать и начинать все с самого начала, уже после болезни и необходимых в этом случае двух недель реабилитации.
Закаливание горла.
Чаще всего маленькие дети болеют респираторными заболеваниями, очагом инфекции которых является горло. Поэтому так важно, чтобы горлышко ребенка не было чувствительным к неблагоприятным воздействиям различных факторов: холод, ветер, мороженое, холодная вода. Таким образом, становится понятным почему горло надо закаливать.
Принцип закаливания тот же. Температура воды, которую вы даете выпить своему малышу после ночного сна на голодный желудок, должна постепенно уменьшаться. Практически это осуществляется так: вам понадобятся два сосуда с кипяченой водой, один из которых вы помещаете в холодильник, а другой оставляете при комнатной температуре. Каждые пять – семь дней вы разбавляете воду в следующих пропорциях - одна часть холодной воды пять частей комнатной температуры, одна часть холодной воды четыре комнатной температуры, одна часть холодной воды третья комнатной температуры и т.д. Что касается объема жидкости, то здесь многое зависит от возраста ребенка и от его питьевых привычек. Для детей в возрасте до трех лет достаточно четверти стакана, детям постарше дозировку можно увеличить до стакана за прием.
Прививки от гриппа.
Многие мамы даже на обязательные прививки соглашаются, «скрепя сердце». Однако, принимая важное решение: делать или не делать прививку, необходимо помнить о том, что у привитых детей болезнь протекает в более легкой форме и осложнения от гриппа бывают значительно реже. А как известно, грипп в первую очередь страшен не столько высокой температурой, сколько осложнениями.
Итак, все сомнения позади и завтра вы ведете малыша в детский сад.
При этом следует:
Приводить ребенка в детский садик как в первый раз, так и всегда надо к 8 часам утра. В первые два дня забрать малыша лучше с утренней прогулки. В следующие два дня – после обеда, не оставляя на дневной сон. Пятый - десятый день пусть ваш малыш проведет дома, так как велика вероятность заболеть. В этот период идет активное приспособление организма ребенка к новым для него типам бактерий, к которым надо привыкнуть. Лучше это делать в домашних условиях.
Возобновлять посещение детского сада надо в той же последовательности, что и в первый раз (забирать 2 дня с прогулки, 2 дня после обеда, без дневного сна в группе). В тоже время надо учитывать, что период «укороченного дня» нельзя затягивать, иначе ваш малыш может решить, что спать он всегда будет дома, а не в детском саду.
Задачей родителей на этом этапе является максимальное облегчение привыкания ребенка к детскому садику, к этой новой для себя реальности. Для этого можно использовать следующие приемы: «не кормить перед детским садом», «будешь спать с детками», «очень вкусно кормят». Благодаря вашей уверенности и умелости вы сделаете жизнь вашего малыша в группе радостной и счастливой.
Кроме того, полезно предварительно поговорить с воспитателем об особенностях вашего ребенка. Расскажите ему о том, что умеет делать ваш малыш, а чего делать еще не умеет. Обязательно просветите педагога о его вкусовых предпочтениях. Расскажите о том, спит ли ваш ребенок днем, как засыпает. Есть ли логопедические проблемы у вашего малыша (особенности речевого развития). Вся информация, полученная педагогом, облегчит ему работу, а соответственно и жизнь вашему ребенку.
Возможно, что ситуация будет складываться не так как вам хотелось бы. Вы уходите, а ваш малыш плачет, и вы долго не можете с ним расстаться. Вспомните пословицу «долгие проводы – долгие слезы». Поинтересуйтесь у воспитательницы, долго ли плачет ребенок после вашего ухода. Может ему больно расставаться именно с вами? Тогда для сохранения хорошего настроения малышу лучше, чтобы его, хотя бы на первых порах, в детский садик отводил кто-то эмоционально нейтральный, например папа или бабушка.
Руководствуясь этими нехитрыми хотя и многочисленными приемами, уважаемые родители, вы пройдете период адаптации к детскому саду легко и безболезненно. Ваш ребенок не заболеет и будет радовать вас своими успехами не просто в детском саду, а в детском сообществе.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно очень давно в Китае.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело-разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Выявлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного-на состояние желудка, среднего-на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит Вам много положительных эмоций!
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубимрубим,
Мы капустку солимсолим,
Мы капустку тремтрем,
Мы капустку жмёмжмём.
Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяумяу!",
Два щенка: "Авав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
|
Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения
|
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
|
Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения
|
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
|
Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
|
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
|
ритмично сжимать и разжимать кулаки.
|
Вы скачите, пальчики,
|
пальчики " скачут" по столу
|
Как солнечные зайчики.
|
указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.
|
Прыгскок, прыгскок,
Прискакали на лужок.
|
пальчики "скачут" по столу.
|
Ветер травушку качает,
Влевовправо наклоняет.
|
легкие движения кистями рук вправо влево
|
Вы не бойтесь ветра, зайки,
|
погрозить пальчиком.
|
Веселитесь на лужайке.
|
На последнюю помахать пальцами обеих рук
|
ЗАМОК
На дверях висит замок.
|
Пальцы в замочек, слегка покачивать
|
Кто его открыть бы смог?
|
"замочком" впередназад
|
Мы замочком повертели,
|
Повертеть "замочком"
|
Мы замочком покрутили
|
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
|
Мы замочком постучали,
|
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
|
Постучали, и открыли!
|
Показать ладошки.
|
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
НА ПОСТОЙ
Русская игра
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы- папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Туктук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
|
Указательными пальцами поглаживать глаза Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него
|
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
|
Ладонями поглаживать уши Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
|
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
|
Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши
|
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
|
Поглаживание коленок Потопать ногами
|
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)
|
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)
|
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки
|
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
|
Жили в маленькой Избушке
|
Сложить руки углом, показать избушку.
|
Семь сыновей,
|
Показать семь пальцев.
|
Все без бровей,
|
Очертить брови пальцами.
|
Вот с такими ушами,
|
Растопыренные ладони поднести к ушам.
|
Вот с такими носами
|
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
|
Вот с такими усами,
|
Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
|
Вот с такой головой,
|
Очертить большой круг вокруг головы.
|
Вот с такой бородой!
|
Показать руками большую окладистую бороду
|
Они не пили, не ели,
|
Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".
|
На Маланью все глядели,
|
Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
|
И все делали вот так...
|
Дети показывают загаданные действия
|
ГОСТИ
Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
- Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
БРАТЦЫ
Засиделись в избушке братцы.
|
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
|
Захотел меньшой прогуляться
|
Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
|
Да скучно ему гулять одному.
|
Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
|
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
|
Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
|
Да скучно им гулять двоим.
|
Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.
|
Зовут братца втроем прогуляться.
|
Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.
|
Грустно старшим сидеть в избе.
|
Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
|
Зовут они братцев домой к себе.
|
Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.
|
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.
Педагог-психолог Лебедева Наталья Геннадьевна.