Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Синдром эмоционального выгорания

Синдром профессионального выгорания, сохранение и укрепление психологического здоровья педагогических работников

 

«Сгорел на работе» — до недавнего времени эти слова воспринимались как яркая метафора. Множество исследований, проведенных за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления. В литературе оно получило название синдрома эмоционального выгорания. Синдром «эмоционального выгорания» как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет привлекает интерес исследователей. Его рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли и т.д.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоро­вых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. Выгорание возникает как следствие профессиональных стрессов, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превыше­ны. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, ухудшается его здоровье.

Этот синдром включает в себя три основные составляющее:

- эмоциональная истощенность;

- деперсонализация

- редукция профессиональных достижений

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоцио­нального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит поте­ря интереса к работе, человек чувствует, что уже не может отда­ваться работе с таким же воодушевлением, как раньше, он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работает спе­циалист, циничного отношения к труду и объектам своего труда. В частности, это проявляется в бесчувственном, негуманном от­ношении к детям, сотрудникам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Возникающие негативные уста­новки могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем про­рывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достиженийэто возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Проявляется это в негативном вос­приятии себя как профессионала, недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности и, главное, формальном выполне­нии профессиональных обязанностей.

Симптомы, стадии, факторы «синдрома эмоционального выгорания»:

1. Изменения в поведении (поведенческие симптомы) — специалист часто смотрит на часы, появляется нежелание ходить на работу, часто опаздывает; утрачивает творческие подходы к решению проблем, работает дольше, а достижений становится все меньше, уединяется и избегает коллег, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение), утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях, подвержен несчастным случаям.

2. Изменения в чувствах (аффективные симптомы) — плохое настроение, утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения, отстраненность («уход в себя»), вспышки немотивированного гнева, повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома.

3. Изменения в мышлении (когнитивные симптомы) — упорные мысли о том, чтобы оставить работу; неспособность концентрировать внимание, ригидность мышления; усиление по­дозрительности и недоверчивости; неуверенность в процессе вы­полнения работы, сомнения в правильности принятия решений,восприятие выполняемых обязанностей как трудных и сложных,безразличие к результатам и даже к успеху.

4. Изменения в здоровье (физические симптомы) — на­рушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги, головные боли, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; усталость и истощение на протяжении целого дня.

«Эмоциональное выгорание» — динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса (В. В. Бойко).

Выделяют три стадии (фазы) развития выгорания:

нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают: напряженная психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, трудность контингента;

резистенция, т. е. сопротивление (затяжная форма) -  человек пытается более или менее успешно оградить себя от непри­ятных впечатлений;

истощение (хроническая форма) — истощение психиче­ских ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Почему "выгорают" педагогические работники?

Традиционно факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания», группируются в две группы: особенности профессиональной деятельности или внешние индивидуальные (личностные) характеристики самих педагогов или внутренние.

К внешним факторам относятся:

- напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением. Педагогу, работающему с деть­ми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: внимательно воспринимать, сопереживать, быстро при­нимать решения;

- дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая орга­низация и планирование труда, плохо структурированная и расплыв­чатая информация, наличие шума, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность;

- повышенная ответственность за исполняемые функции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педа­гогов, воспитателей и т. д. Содержание их деятель­ности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии ребенка. На всех, кто работает с детьми и честно отно­сится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за их благополучие. Плата за это — нервное пере­напряжение.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, определяющаяся конфликтностью в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «воспитатель-родитель». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать свои эмоции, а других — искать способы экономии эмоциональных ресурсов. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: дер­жаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;

 К внутренним факторам, обусловливающим «эмо­циональное выгорание» относят следующие:

- склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выго­рание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными про­цессами;

- интенсивное восприятие и переживание обстоятельств про­фессиональной деятельности: возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль, когда по молодости, неопытности, специалист, работающий с людьми, вос­принимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждая сложная ситуация профессиональной деятельности остав­ляет глубокий след в душе, мучительные раздумья и бессонницу. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание — это безграмотное со­чувствие, полное растворение в другом. Эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к ме­ханизмам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию;

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональ­ной деятельности. Профессионал в сфере общения не считает необ­ходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопережи­вание в работе с детьми. Это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Определить степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания» можно при помощи следующих методик:

опросник «эмоционального выгорания личности педагога» В.В. Бойко

тест для определения степени выраженности синдрома «выгорания»

Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.

опросник изучения психического выгорания К. Маслач

Наиболее эффективные способы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогического работника:        

- развитие позитивного самовосприятия;

- педагогическая гибкость;

- овладение приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, визуализация,сюжетное воображение, релаксация, аутогенная тренировка).

Позитивное восприятие педагогическим работником самого себя является одним из важнейших факторов эффективности сто деятельности. Однако, исходя из экспериментальных данных, многие исследователи кон­статируют, что значительная часть педагогов обладает негативной Я-концепцией, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и сла­бостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Обладая высокой самооценкой и позитивным самоотношени­ем, педагог оказывает положительное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Упражнения на развитие позитивного самовосприятия

Упражнение «Контраргументы»

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить. 

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария — то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его сторо­не список всего того отрицательного, что Ваши родители, учителя, родственники говорили о Вас. А затем справа запишите все то хо­рошее, что Вам говорили о Вас родные и учителя.

Рефлексия:

- Какой из списков длиннее?

- Какой из них в большей степени определяет ваше отношение
к себе?

Упражнение «Кто я»

Вам предлагается закончить предложения. Старайтесь отвечать откровенно.

Я горжусь собой, когда я...

Я симпатичный человек, потому что...

У меня есть такие два замечательных качества ...

Одна из самых лучших вещей; которые я сделал(а) в своей
жизни...

Рефлексия:

- Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

- Испытывали ли Вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

Упражнение «Восприятие жизни»

Разделите лист на 2 колонки. В левом — запишите плохие со­бытия своей жизни, в правой — положительные аспекты тех же событий.

Правила:

Не обсуждать и не обдумывать идеи.

Записывать все идеи, которые придут в голову.

Не оценивать идеи как плохие или хорошие.
Рефлексия:

- Можно ли найти положительные аспекты в любой неприят­ной ситуации?

- В чем значение положительной интерпретации ситуации?

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, стандартность и шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, негативно отражаются на мыслительных процессах. Ригидность мышления, его закостенелость, — это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности полагает легкость перестройки поведения, своевременное и адекватное принятие решения, оперативное реагирование на изменение ситуации. Она предполагает способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно. Интеллектуальная и поведенческая гибкость дает возможность педагогу дошкольного образования учитывать многообразие инди­видуальных особенностей воспитанников, проявлять подвижность, артистизм, нестандартность мышления в разных видах деятель­ности, менять тактику поведения в зависимости от сложившейся ситуации.Развитию гибкости педагога может способствовать исполь­зование следующих приемов:

- при обсуждении педагогических проблем стремиться выска­зывать нестереотипные подходы, сознательно противопоставляя взгляды на проблему, изменяя шаблонные взгляды на явления;

- применять в дискуссиях с коллегами приемы мозгового штур­ма: при разборе педагогических ситуаций и обмене мнениями от­казаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

- подобрать несколько решений к определенной ситуации, затем придумать ряд новых педагогических ситуаций к самому нестан­дартному решению; специально тренировать у себя вариативность педагогического мышления.

Существует немало упражнений на развитие гибкости мышле­ния

«Составление предложений»

Вариант 1. Возьмите три слова, не связанные по смыслу (например, озеро, карандаш и медведь). Надо составить как можно больше предложе­ний, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

Вариант 2. Напишите вверху листа любые четыре буквы (напри­мер, Н, Г, О, К). Необходимо составить из них как можно больше пред­ложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К, (Николай говорит очень красиво.)

При подведении итогов важно учесть не только количество предложе­ний, их разнообразие, но и оригинальность, творческую направленность.

 

«Построение причинно-следственных цепочек»

Возьмите два не связанных друг с другом события, например «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, т. е. проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек. Устанавливается дополнительный балл за оригинальность.

 

«Изобретения»

Представьте перед собой карандаш, лучше, уже заточенный. Необходимо придумать различные варианты применения карандаша в повседневной жизни, в быту, при решении мелких домашних проблем. Побеждает тот, кто назовет больше вариантов при­менения карандаша.

Психологические загадки

Над долиной, где Мария Ивановна пасла своих коз, летел большой
орел. Размах его крыльев был более 6 метров. Как звали отца Марии Ивановны? (Иван.)

Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой
мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку
на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Каждый из путников подошёл к реке с разных сторон.)

У розы их два. У ромашки — три. У традесканции — пять. А сколько
их у георгина? (3 слога.)

Важным аспектом работы по профилактике стресса и выгорания в профессиональной деятельности является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возника­ет, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудно­разрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям; на­ходится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации.

В настоящее время для саморегуляции психиче­ских состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, аде­кватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией. Психическая саморегуляция — это один из уровней регуляции активности личности, заключающейся в способности управления своими действиями, состояниями, поведением.

В последнее время получила широкое применение дыхательная гимнастика как способ произвольной саморегуляции состояния. Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, ча­стотой, глубиной дыхания.

Между дыханием и эмоциональным состоянием человека су­ществует тесная связь. При эмоциональном напряжении, волне­нии происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызывать определенные эмоциональные состояния. Разные чипы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. В дыхательной гимнастике используется мобилизующее и успокаивающее дыхание.

Мобилизующее дыхание — дыхание задерживается после вдоха, успокаивающее – после выдоха.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сон­ливость при утомлении. Оно способствует быстрому и безболез­ненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации вни­мания.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоцио­нальное состояние увеличивается, если они используются в ком­плексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.

Визуализация это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а так лее их комбинаций. Визуализация помогает человеку акти­визировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании об­разы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

При отчетливом мысленном представлении человеком раз­личных своих состояний или раздражителей, вызывающих эти состояния, в его организме происходят соответствующие этим представлениям изменения: представление о духоте, зное вызы­вает учащение дыхания, пульса; мысленное представление гнева приводит к преобладанию в крови адреналина. Эмоциональная составляющая образной мысли вызывает реальные сдвиги в фи­зиологических системах. Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжет­ного воображения», которые основаны па преднамеренном исполь­зовании цвета и пространственных представлений в сознании чело­века. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием па нервную систему.

Лечебное воздействие цвета на психическое состояние человека было отмечено давно. Известны факты улучшения настроения ме­ланхоликов при помещении их в комнату с красным освещением, и, наоборот, успокоения людей в маниакальном состоянии в поме­щении, освещенном синим цветом.

Выяснилось, что цвет действует даже на людей с завязанными глазами. В помещении огненно-красного цвета учащается пульс, а в комнате всех оттенков синего цвета пульс, наоборот, снижается.

Зеленый цвет действует успокаивающе. Он снимает избыточ­ное эмоциональное напряжение и оказывает положительное влия­ние на физиологические процессы, повышает работоспособность, снижает внутриглазное давление. Вызывает подъем работоспо­собности, приемлем при длительной работе, обостряет зрительное восприятие, снижает утомляемость.

Желтый цвет вызывает бодрость и хорошее настроение, тони­зирует нервную систему.

Оранжевый — бодрит, стимулирует активную деятельность, создает чувство благополучия и веселья, вызывает радость.

Голубой — вызывает спокойствие, создает ощущение прохлады, ассоциируется с небом, морем, действует успокаивающе.

Синий — успокаивает, снижает физическое напряжение.

Красный — возбуждает. Горячий цвет вызывает ощущение тепло­ты, при длительной работе в красном помещении возникает утомле­ние, при кратковременной — повышается работоспособность.

Фиолетовый — подавляет, угнетает настроение.

Для укрепления уверенности и жизнерадостного мировосприя­тия как важнейших ресурсов «антистресса» полезно овладеть прин­ципами и техниками позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жиз­ни человека и проявляются не только в поведении, переживаниях, но и в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы. Полезно провести самоанализ внутреннего диалога, устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить в моей жизни», «меня никто не понимает», «я несчастлив и всегда буду таким». Необходимо заменить их на конструктивные или пози­тивные, способствующие мобилизации внутренних психологиче­ских ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.

Разделы сайта