Советы руководителя физического воспитания
Советы по формированию правильной осанки
Все взрослые мечтают о здоровых,
сильных, ловких детях,
но здоровье немыслимо без хорошего
физического развития,
в том числе без правильной осанки
Для правильной осанки полезно:
-
кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
-
плавать: при сутулости брасом и на спине вольным стилем; при кругловогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брасом;
-
стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
-
ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет;
-
делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
-
носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке;
-
тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.
Для правильной осанки вредно:
-
кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
-
ездить на самокате;
-
заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика, борьба в младшем возрасте – эти виды спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
-
подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
-
поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.
Будьте здоровы!
Руководитель физического воспитания Борисик Инна Николаевна
9 шагов к здоровой жизни
Никогда не поздно начать новую жизнь. Только начинать надо, не откладывая до понедельника или нового года. Прямо сейчас, в этот же миг вашей настоящей жизни, а иначе спасуете перед вашим невероятным образом. Увы, благие намерения часто ни во что не трансформируются именно потому. Что слишком многое и сразу хочется изменить. Эта стратегия давно доказала свою несостоятельность. Потому поспешай медленно, сокращая расстояние между тем, что имеешь и чего желаешь, шаг за шагом. И чтобы изменить себя, нужно:
1. Научиться отдыхать - все болезни от нервов, и кто не умеет отдыхать, как известно, не умеет полноценно работать. Неумение справляться с переутомлением лишает человека возможности радоваться жизни, замечать прекрасное и находить смысл и очарование в самых простых вещах.
2. Забыть о диетах - и пересмотреть свое отношение к питанию, однажды и навсегда. Не существует чудо-диет, способных за один раз привести к снижению и стабилизации веса. Только постоянное 5-6-разовое питание небольшими порциями, ни крошки после 19 часов и физическая нагрузка могут дать положительный эффект и закрепить результат. Так худеют долго, но и очень надолго.
3. Есть овощи и фрукты. Они - полноценная еда (а не дополнение к ней, как считают многие), регулярное употребление которой снижает риск развития диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.
4. Высыпаться - очень актуальное предложение, дефицит сна - главный фактор снижения иммунитета, провоцирующий депрессивные состояния и хроническую пере утомляемость.
5. Петь в свое удовольствие, не обращая внимания на наличие способностей. Процесс пения расслабляет, укрепляет дыхание, повышает мышечный тонус, помогает увереннее ориентироваться в окружающем мире.
6. Научиться любить - себя, родных, коллег. Любовь - настоящий эликсир молодости. Доказано, что те, кто любит и любим, выглядит минимум на 10 лет моложе, чем их одинокие ровесники.
7. Оставить вредные привычкив прошлой жизни. Это тяжело и практически невозможно, но только для тех, кто не умеет анализировать и сопоставлять количество удовольствия, полученного от алкоголя, никотина, чрезмерной еды, и последствий этого для организма.
8. Дышать правильно - учащенное дыхание не только привлекает представителей сильного пола, но и снижает риск сердечно- сосудистых заболеваний, укрепляет костную систему. Правило проходить один километр в день быстрым шагом прибавит здоровья и сил.
9. Найти любимое занятие - оно дает мощный позитивный настрой, уверенность в себе: радость познания, новизны, улучшает работоспособность и помогает открывать в себе новые грани таланта.
Будьте здоровы!
Руководитель физического воспитания Борисик Инна Николаевна
СТОПА - ФУНДАМЕНТ ЗДОРОВЬЯ
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строений и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20 – 40 % случаев. Это связано со слабостью мышечно – связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерациональная сменная обувь.
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят начиная с пятилетнего возраста.
Повторим, что наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением её рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиваться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребёнка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также к травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма.
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям , оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребёнка в детском саду, влияют на свод стопы ?
Их делят на две группы:
• внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма: сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани, перенесённые заболевания (рахит), физическое развитие (избыток массы тела), состояние здоровья (частые простуды, хронические болезни);
• внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя).
Какой же должна быть обувь для дошкольника?
Первое. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5 – 7 мм.,учитывающий увеличение длины стопы за счёт её естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца , его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потёртости, мозоли.
Второе. Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви , поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25градусов. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.
Слишком мягкая подошва /например в чешках / также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жёсткому грунту, асфальту или полу.
Третье. Важным элементом обуви для дошкольника является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы её положения. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счёт перераспределения нагрузки с увеличением её на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной – это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия.
Итак, высота каблука не должна превышать 5 – 10мм.
Четвёртое. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию.
Пятое. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечить прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях приводит к неустойчивому положению стопы.
Шестое. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц и деформации пальцев.
Седьмое. Для обеспечения оптимального температурно – влажностного режима внутриутробного пространства необходимы такие конструктивные решения, которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы, иметь достаточно гибкую, но не мягкую невысокую подошву, каблук высотой 5 – 10 мм., фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.
Будьте здоровы!
Руководитель физического воспитания Борисик Инна Николаевна
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов.
Дыхание — единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется еще и тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей вдыхаемого воздуха при правильной аэродинамике носового дыхания, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.
Виды дыхания
Существует два вида дыхания: брюшное и грудное. У младенца грудной тип дыхания, нормальный. Например, у мальчика с того момента, когда он начинает стоять (между 12—13 месяцами), появляется брюшной тип дыхания. Почему происходит это изменение? Потому что его мышцы, особенно мышцы торса и брюшной полости, еще очень слабые. В момент вдоха диафрагма опускается, оттесняя органы брюшной полости (желудок, кишечник) вперед. Ребенок надувает живот. А его грудь практически не видоизменяется.
Надо приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать и сжимать живот во время дыхания. Положите ребенка на спину, прижмите руками его живот: «Ты чувствуешь, какой круглый твой живот? Постарайся сделать его плоским, впалым». Заставляйте ребенка в первую очередь делать дыхательные упражнения, которые развивают емкость грудной клетки. О них говорилось выше. Вот еще одно: «Поезд делает «ча, ча, ча», выбрасывая пар». Такое упражнение заставляет сокращаться все мышцы живота.
Внимание! Ни в коем случае не утомляйте ребенка. Эти игры не должны быть долгими.
После 6 лет грудь ребенка все еще слабая. Чтобы она не стала узкой, ей необходимы дыхательные упражнения.
Научите ребенка правильному дыханию
Обучение правильному дыханию — одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества. Они вводятся в комплекс упражнений уже для 1,5—2-месячных детей. Когда малыш подрастет, мать может заниматься развитием дыхательного аппарата при различных играх с ребенком, например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюханье цветка и др. Во время прогулок за городом и в парке надо привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, заставлять медленно вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его проанализировать ощущения, получаемые от вдыхаемого воздуха (кстати, так он быстрее научится различать запахи). Надо приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Покажите, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским или впалым.
Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки.
Как учить ребенка дышать
Сначала научите его сморкаться. Многие матери вообще не обращают на это внимания. Сморкаться — не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку левую ноздрю — пусть дышит правой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад, и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.
Игра с розой и одуванчиком поможет понять, что такое дыхание, даже самому маленькому ребенку.
Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того чтобы нюхать: они «приклеивают» свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать! Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Сначала покажите, что, когда он дует ртом, улетают мелкие зернышки. Потом покажите, что он может добиться того же результата, если будет дуть носом.
Вы можете предложить малышу задуть свечу, заставить двигать бумажные крылья маленькой мельницы. Или «создать ураган»: разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек и кусочков бумаги.
Эти упражнения выполняются ртом, потом носом, затем одной ноздрей (ребенок закрывает другую, нажимая на нее боль¬шим пальцем). Всех детей очень веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их — прекрасное упражнение.
Когда вы гуляете с ребенком за городом, в парке, по берегу моря, покажите, как можно почувствовать чудесный запах чистого воздуха, медленно вдыхая носом. Затем заставьте полностью удалить использованный воздух, находящийся в глубине легких. Для этого пусть выдыхает (все время носом) медленно-медленно и до конца. Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность проанализировать состав воздуха. «Что ты чувствуешь? Мокрые листья, цветы, траву, водоросли, ель?» Одновременно таким образом развивается восприимчивость.
Делайте упражнения всякий раз, когда гуляете. Они и вам принесут пользу (вы уверены, что знаете, как дышать?). А у вашего ребенка вырабатывается хорошая привычка на всю жизнь.
Будьте здоровы!
Руководитель физического воспитания Борисик Инна Николаевна