Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как не превратить наказание в насилие над ребенком

Как не превратить наказание в насилие над ребенком в процессе воспитания?

В последнее время родителей волнует вопрос: можно ли и нужно ли наказывать ребенка? Как сделать наказание по-настоящему полезным и как, наказывая ребенка, не разрушить самого дорогого – его доверия к взрослому и к самому себе?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии-это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использовать такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания-это нарушение прав их детей, а так же причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становиться обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Незаметно для родителей метод наказания в процессе воспитания становиться основным и принимает форму жестокого обращения с ребенком.

Жестокое обращение включает в себя не только телесные наказания, но и психологическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера:

-открытое непринятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

-ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму и др.

Так как же наказывать ребенка и не причинить вред его физическому и психическому здоровью?

При всех разногласиях вокруг наказания в процессе воспитания следует отметить, что этот метод воздействия на ребенка тоже имеет право на применение, потому что дает возможность ребенку понять, что его действия могут иметь негативные последствия.
Но следует помнить, что любой метод наказания действует лучше, если он применяется редко. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изолированными, у них появляются страхи и агрессия.

Рекомендуемые формы наказания:

-вынужденное безделье (сидит на специальном стуле);

-лишение поощрений и привилегий;

-осуждение поведения.

При наказании ребенка важно соблюдать некоторые правила:

  1. Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 
  2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  3. Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
  4. За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
  5. Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
  6. Наказан- значит прощен, страницу жизни перевернули – никаких напоминаний.
  7. Нельзя наказывать лишением любви и заботы.
  8. Нельзя использовать наказание как физическую и умственную работу.
  9. Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Помните, что ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

За что, ни в коем случае, нельзя наказывать:

- за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, хочет познать функции какого-то предмета или сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно);

- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;

- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации: не попросился на горшок; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;

- за проявление естественного чувства : ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);

- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

Родители! Помните, что наше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение к ребенку могут сделать для него больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.

Педагог-психолог

Лебедева Н.Г.

Разделы сайта